П. Ф. Лесгафт и физическое воспитание в России



   Петр Францевич Лесгафт (1837–1909) был выдающимся деятелем в области теории и практики физического воспитания в дореволюционной России. Разносторонне образованный человек – врач и педагог, биолог и анатом, Лесгафт был в то же время гуманистом-общественником, который боролся за самые прогрессивные и культурные начинания своего времени.
   Лесгафт оставил нам замечательные труды, которые и поныне служат руководством в различных отраслях естественных и педагогических наук.
   Таковы его "Основы теоретической анатомии", "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста", "Семейное воспитание ребенка и его значение" и другие. Лесгафт больше всего работал в области теории и практики физического воспитания, стремясь построить систему воспитания всесторонне развитой личности.
   Исторической заслугой Лесгафта является то, что он первый в России раскрыл тесную связь между умственным воспитанием и физическим образованием детей, создал оригинальную, глубоко продуманную систему физического образования, разработал ее методику и сам готовил кадры педагогов для ее осуществления на практике. Лесгафт был создателем высших курсов, где подготовлялись кадры педагогов по физической культуре.
   Через внедрение физического образования Лесгафт содействовал обновлению русской школы, направлял учащихся на путь физического оздоровления, помогал воспитанию деятельного характера.
   Под влиянием Лесгафта во многих городах открывались детские площадки, катки, организовывались экскурсии детей за город, в лес, открывались классы – залы гимнастики в школах.
   Лесгафт высоко ценил игры, как средство физического, умственного и нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возрастов.
   Лесгафт различал игры семейного и школьного периода. Подвижные игры детей, по Лесгафту, являются одним из методов физического образования и составной частью физкультурного урока. Они имеют громадное воспитательное значение. Игры помогают выработке нравственного характера ребенка, воспитывают у него чувство товарищества.