О коллекциях и коллекционировании



Вс. Успенский


ЖИВОЕ ПРОШЛОЕ

   Мимо колонн чудесного древнего храма проносятся бегуны-атлеты. Их локти прижаты к бокам, их мощные икры напряжены, кирпичные от загара тела стремительны и прекрасны. Седобородый судья, с пальмовой ветвью в руке, спокойно ждет победителя. Поодаль стройная девушка у источника склонилась над тазом, похожим по форме на раковину. Просторны, легки и красивы складки ее одежды, у пояса перехваченные узлом. А вот идет щеголиха, закутанная в цветные ткани, с такой огромной прической на голове, что прямо не знаешь, как с ней разойтись в этой узенькой улице.
   Видишь? Изнуренный и тощий раб вертит тяжелые жернова своей ручной мельницы. Сколько веков он их вертит? Сколько веков он мечтает о берегах родного Дуная, где он некогда жил, где схватили его победители?
   В какой стране, в каком городе наблюдаем мы эти живые уличные сцены? В далекой Греции? Нет. У нас в стране, за стеклом витрины Эрмитажа. Бегуны нарисованы на чудесной античной вазе, удивительной по своей раскраске и форме. Девушка, щеголиха и раб – только цветные фигурки, хрупкие древние статуэтки из Танагры. Каждой из них не менее двух тысяч лет. Но все они такие живые, что, вглядываясь в них сквозь прозрачные стекла, совсем забываешь о том, что ты стоишь в музее и разглядываешь коллекцию древностей. Кажется будто ты сам попал на улицу древнего города.
   Цель исторической коллекции – а мы разглядывали именно такую – показать, как жили люди в прошедшие времена, – достигнута.

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ КОЛЛЕКЦИЯ?

   "Коллекция – это собрание отдельных предметов, подбираемых с определенной целью и по определенному признаку". Так напечатано в справочной книжке. К этому нужно прибавить: "подбираемое с любовью и с интересом к делу, тщательно и упорно".
   Именно так собирал свою коллекцию знаменитый русский коллекционер живописи П. М. Третьяков, подаривший нашему народу один из лучших в мире музеев – Третьяковскую галерею в Москве. Он собирал картины русских художников, но только самые лучшие.
   "Для собирателя, – говорил Третьяков, – совсем не важно собирать все, важно не пропустить ни одного действительно хорошего образца".
   Именно потому, что Третьяков так умно и вдумчиво подошел к своей задаче, он создал настоящую коллекцию русской живописи. Его музей как бы наглядная история этого искусства. Он дает представление о том, как развивалась наша живопись, как от одной картины к другой росло мастерство великих русских художников. В этой коллекции ценны и сами картины, и их замечательный подбор.
   Третьяковская галерея находится в Москве. Это государственный музей, он пополняется с каждым годом.

НЕВИДИМЫЙ ПОРЯДОК

   Собирателю марок надоела его коллекция: Бразилия, Уругвай, Парагвай – все одно и то же! Не интересней ли приняться за другую коллекцию? И юный коллекционер дарит свое собрание товарищу.
   А что делать этому товарищу с подарком, когда у него самого есть отличная коллекция марок? Такая же, подобранная по географическому признаку. Ни одной незнакомой марки в подаренном ему собрании не нашлось. Как быть?
   Друзья-коллекционеры встретились через неделю. И вот, что увидел в своей коллекции марок прежний его владелец.
   В альбоме, на первой странице, вместо привычного слова "Австралия", оказалась портретная галерея писателей, составленная из марок. На другой странице – картинная галерея пейзажей, тоже подобранная из марок. На третьей странице – зоологический сад. Дальше – страничка архитектурных мотивов. Еще дальше... но стоит ли перечислять?
   Очень часто коллекции надоедают и умирают для собирателя. Стоит только придумать для нее новую тему, новый порядок, и она оживет, и опять к ней вспыхнет интерес. Взять хотя бы галерею писателей! Проще всего ее подобрать по алфавиту фамилий, но такая подборка мало что даст. А если подобрать марки-портреты по годам жизни писателей, получится любопытный и ценный альбом. Только, пожалуй, для этой цели придется кое-что почитать.
   В каждом собрании, будь то коллекция марок или минералов или какая-нибудь другая, самое главное – это система, то есть порядок и расположение образцов. Неразобранная коллекция камней – это все равно, что немой человек, а подобранное по определенному порядку собрание – это уже говорящая коллекция.
   В широком плоском ящике, со множеством ячеек, алмаз положен рядом с графитом. Но алмаз самый твердый из всех минералов, он прозрачен и чист, а графит темен и мягок. Не место, как будто, им друг возле друга?
   Вот сапфир в соседней ячейке с рубином. А второй, совершенно такой же рубин, только чуть посветлей, попал в другой ряд. Не лучше ли расположить камни по их цвету, по блеску.
   Нет, этого делать как раз и нельзя. В размещении камней есть порядок, хотя на первый взгляд и невидимый. Вспомните, графит и алмаз одинаково состоят из углерода. Они очень близки по своему химическому составу, хотя совсем, не похожи по внешнему виду. Не все красные камни–рубины. Вот первый – настоящий рубин, он, как и лежащий рядом с ним синий сапфир, оба корунды, родные братья. А второй красный камень – это шпинель. Это другая порода.
   Коллекция построена как родословное дерево минералов. В ней показаны происхождение камней, их различие и сходство. Изучите такую коллекцию и вы перестанете путать шпинель с рубином, вы научитесь различать минералы.
   Предложенная система, так же как было и в случае с коллекцией марок, совсем не единственная и не для всех обязательная. Можно выбрать какую-нибудь другую тему коллекции. Тогда те же самые образцы вы расположите по-иному.
   Но и в каждой новой коллекции непременно должна возникнуть своя новая система, потому что порядок во всякой коллекции – это самое первое, о чем надо подумать.

КОЛЛЕКЦИЯ РАСКРЫВАЕТ ТАЙНУ

   В одном из французских журналов рассказана такая история. Однажды, в конце XVIII века, на побережье Бретани нашли труп моряка. Он долгое время находился в воде, прежде чем волны выбросили его на берег. Кто был этот человек?
   На каком судне он плыл? Этого никто не знал.
   А узнать это было необходимо. Незадолго перед тем во Францию должен был возвратиться корабль, везший очень важные и секретные документы из французских колоний в Индии. Но корабль не вернулся. Погиб ли он или он с документами был перехвачен врагами, – вот вопросы, которые волновали адмиралтейство.
   На трупе ничего не нашли кроме пристегнутой к кожаному поясу жестяной коробки для табака, а в ней несколько странного вида семян, аккуратно завернутых в промасленную бумажку. Загадка казалась неразрешимой.
   Но вдруг кому-то в адмиралтействе пришла в голову мысль обратиться к ботаникам.
   Старый седой ботаник высыпал на ладонь семена и, внимательно разглядев их, покачал головой. Нет, он никогда не встречал таких семян и не знает, что это за растение.
   Но он не отказался от мысли определить эти диковинные семена и отправился в ботанический сад. Там он провел целый день и не зря: коллекция ботанического сада не обманула его ожиданий. Она ясно и точно ответила на вопрос: утонувший моряк привез свои семена из Индии. Только там водится ядовитое растение, семена которого попали в адмиралтейство.
   По виду и состоянию семян (а некоторые из них были с ростками) удалось примерно установить и время их сбора. Сопоставив эти сведения с тем, что было известно в адмиралтействе, решили, что корабль с документами утонул.
   Через два года эти выводы подтвердились. Остов погибшего корабля нашли на мели, недалеко от того места, где ранее был обнаружен труп утонувшего моряка. Так, благодаря коллекции ботанического сада, удалось разрешить задачу, казавшуюся неразрешимой.

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

   Коллекционировать можно не только марки. Можно собирать открытки, посвященные вашему родному городу или какому-то событию.
   Преинтересные краеведческие коллекции могут составить ребята, живущие в разных концах страны.
   Взять хотя бы изделия из бересты, распространенные в Кировской области. Коллекция корзиночек, сундучков, иногда чудесных по своему плетенью и расцветке, могла бы обогатить собрание наших этнографических музеев.
   А самые простые деревянные ложки! Как они различны по форме, раскраске, орнаменту, размерам! А глиняная посуда! Не относитесь пренебрежительно к этим вещам. Ложечное и гончарное производства – это старинные промысла, в которых много народного искусства.
   Каждый любитель коллекционирования всегда и всюду найдет столько необычайного и интересного материала, что только успевай собирать. Была бы охота, да необходимые в этом деле терпение и упорство!