Об опере "Кармен"



Постановка оперы

   "Кармен" была написана с разговорными диалогами – так требовал жанр комической оперы. Для постановки в Вене диалоги надо было заменить речитативами. Эту работу с исключительным тактом и чувством стиля выполнил Эрнест Гиро. Он же включил в четвертый акт оперы танцы из "Пертской красавицы" и "Арлезианки". В таком виде "Кармен" идет на сценах большинства театров мира.
   Много времени потратил Гиро и на работу над рукописью "Сида". Партитура представляла собой запись вокальных партий и намеченные кое-где оркестровые голоса, причем Бизе пользовался понятными только ему сокращениями. Расшифровать рукопись так и не удалось.

Автор "Кармен-сюиты" об авторе "Кармен"

   "Партитура "Кармен" – одна из самых совершенных в истории музыки. Помимо поразительной тонкости, вкуса, мастерства голосоведения, помимо уникальной в музыкальной литературе "расчетливости и экономности", эта партитура поражает прежде всего своей абсолютной оперностью... Оркестром Бизе помогает певцам, "подает" их голоса слушателю... Я неоднократно обращал внимание на то, что в опере "Кармен" голос певца звучит сильнее, чище, эффектнее, чем в ином сочинении". Эти слова принадлежат советскому композитору Родиону Щедрину. В 1967 году Щедрин создал на музыку Бизе балет, который назвал "Кармен-сюита".

Снова "Кармен"

   Балетная труппа Антонио Гадеса была одной из самых известных в Испании, а лучшим ее спектаклем – "Кармен". В нем история цыганки воплощалась не средствами классической хореографии, а через народный танец. "Ключ к раскрытию образа мы пытались найти в наших исконных корнях, – писал Гадес, – и поэтому использовали танец и песни стиля фламенко". Но и Гадес не сумел обойтись без музыки Бизе. Она звучала в самых драматических моментах спектакля. "Неотделимые друг от друга литературная канва Мериме и музыка Бизе стали основой постановки", – признавался испанский хореограф.