Подвижные игры разных народов мира


   Знаете ли вы, во что играют ребята в других странах? У них ведь тоже есть свои занятные игры.

   БАРЫ. Это французская игра. Но встречается она и в других странах Европы.
   Играющие (20–30 человек) делятся на две партии. Во главе каждой партии – мать. На расстоянии 50–60 шагов проводят две черты – "города", а справа рисуют квадраты "для пленных". Каждая партия располагается в своём "городе".
   По жребию один из играющих выходит на середину и вызывает любого из другой партии. Они становятся друг перед другом. Вызвавший ударяет три раза ладонью по плечу противника к бежит к своим. Противник старается его догнать и запятнать. Но на помощь "своему" из города выбегает другой игрок: он охотится уже за пятнающим противником. Тогда и ему на выручку выбегает "свой".
   Пятнать имеет право только тот, кто позднее выбежал из "города". Если ему удаётся запятнать противника, он кричит: "Взят в плен!" Тогда все играющие идут по местам, а пойманного отводят в "плен".
   Игра возобновляется. Но теперь она осложняется тем, что надо выручать товарища из "плена". Для этого достаточно подбежать к нему и ударить по руке. Но "пленных" охраняет "часовой", и он пятнает выручающих.
   Если в "плен" попала мать, то она имеет право послать вместо себя двоих "своих" или освободить двух противников.
   До начала игры определяется количество "пленных" для победы. Договорились, к примеру, до трех "пленных", взяли троих в "плен" – игра заканчивается. Но можно играть и до тех пор, пока все из одной партии не будут в "плену" у другой.
   Примечания.
   1) Чтобы иметь право пятнать, надо побывать в своём "городе". 2) Нельзя возобновлять игру после "пленения" или "освобождения", пока все не побывают в своём "городе".

   ИВОЛ. Эта очень древняя игра родилась в Греции.
   Посредине площадки, луга ставят камень, пень или что-нибудь в этом роде.
   20–30 человек играющих тоже делятся на две партии и по жребию решают, какая главная.
   После этого все разбегаются, и по команде: "Время!" – игроки главной партии бегут к камню, чтобы прикоснуться к нему рукой. Другие их ловят. (Для того чтобы игра была оживлённей, убегающие хитрят: внезапно приседают, хватают противника за ноги и т. п.) Пойманного отводят в сторону, где он остаётся до конца игры. Туда же (рядом) собираются и сумевшие прикоснуться к камню.
   Если последних больше, чем первых, верх остается за ними. Либо их противники становятся главными, а им остаётся только сторожить камень и ловить.

   ХРОМАЯ ЛИСА. В эту игру любят играть немецкие ребята.
   Выбирают лису. В углу комнаты (а можно и на земле начертить уголок) – нора.
   Лиса стоит там на одной ноге. Все дразнят её, теребят за одежду, подражают лаю собак, хлопают в ладоши и т. д. Лиса старается запятнать кого-нибудь, но все увёртываются. Если лиса встала на обе ноги или переменила ногу, кричат: "Лиса, в норку!"
   Тот, кого запятнала лиса, прыгает на одной ноге и делается хромой лисой, а прежняя лиса присоединяется к играющим.

   ОХОТА НА ЛИС. Это английская игра.
   Из большого коллектива на природе выбирают двух лучших бегунов. Это лисы. Им дают по мешку рваной бумаги, и они бегут до заранее назначенного и известного им места, километрах в пяти-шести. Бегут они не по прямой, а делают зигзаги, обходы и всюду кидают бумажки.
   Остальные играющие – гончие. Им маршрут неизвестен, и стартуют они через 15–20 минут после лис! Гонятся по следу, подбирая бумагу. Наконец все собираются у костра, голодные, уставшие... Но если обед готов, отдых обеспечен. А сколько рассказов о смешных случаях и приключениях в пути!

   НТЭУ (волчок) – африканская игра. В африканских и восточных странах дети и взрослые проявляют в игре в волчок большое искусство. В Японии, например, существует до 30 видов волчков, и некоторые сделаны необыкновенно! Волчок, например, спускается с горы, или танцует на канате, или разлетается в куски и каждый кусок продолжает крутиться...
   Игра "нтэу" проходит таким образом: все садятся в круг и каждый запускает свой волчок. Когда чей-то волчок собьёт волчок другого, то победивший забирает его себе и запускает уже два волчка. А побеждённый выходит из игры. Выигрывает тот, кто заберёт у играющих все волчки.

   ЗМЕЯ. Это немецкая игра. Свое происхождение она ведёт от культовых игрищ древних германцев.
   Ребята становятся в ряд цепью, держась за руки. Первый, вожак, бежит, увлекая всех, неожиданно поворачивает в ту или другую сторону, делая быстрые и крутые повороты. Тот, кто падает, выходит из игры.

   ЧИКОМ. Двое становятся на некотором расстоянии, напротив друг друга. Один бросает мяч вверх и бежит встать на место другого. Другой, поймав, бросает мяч в первого, пока он добежит до места. Если попадёт, то бросать мяч с места начинает он, если нет, то бросает вверх и, поймав, старается попасть в партнёра, пока тот перебегает на прежнее место. Если попадёт, то право бросать мяч останется за ним, если нет, то бросает мяч партнёр.

   БУЛКИ. Играют несколько человек. У водящего – палка (типа клюшки) и шар. Остальные тоже с палками стоят в ряд на некотором расстоянии, перед каждым – ямка в земле. Водящий стремится палкой загнать шар кому-нибудь в ямку. Те стараются отогнать шар. К кому попадёт шар, тот водит.

   ЗЕВАКА. Становятся в круг и перебрасывают мяч, называя по имени того, кто должен его поймать. Если названный не поймает, то должен схватить мяч с земли и бить кого-нибудь. Если попал – 2 очка тому, промахнулся – 4 очка себе. Когда кто-нибудь получит условленное количество очков (например, 25), выходит из игры.