Арам Хачатурян (1903–1978)


Е. Л. Даттель


   "Музыка Хачатуряна обладает неоценимым качеством – своим индивидуальным почерком: вы узнаете ее автора, прослушав первые несколько тактов сочинения", – так писал Д. Д. Шостакович.
   И правда, при первых же звуках поэтического "Вальса" к "Маскараду" Лермонтова, или "Танца с саблями" из балета "Гаянэ", или столь любимого всеми фортепьянного и скрипичного концерта скажешь – это музыка Хачатуряна. Сразу почувствуешь сочный колорит восточных мелодий, стремительность танцевальных ритмов и особую красочность оркестра.
   В музыке Хачатуряна есть еще одна своеобразная черта – импровизационность. Импровизировать – это значит сочинять внезапно, без предварительной подготовки. Хачатурян с детства узнал это искусство от народных певцов. Народные певцы Армении и Грузии – их зовут ашугами – в совершенстве владеют искусством импровизации. "Импровизация помогает взлету моей фантазии, но я всегда помню, – говорил композитор, – что фантазию нужно обуздывать строгой формой. В произведении должен быть замысел, идея".
   Хачатурян не только писал музыку. Он занимался кипучей, разнообразной деятельностью: педагогической, артистической, общественной, литературной. Арам Ильич все делал страстно, с любовью, горячо отзываясь на все запросы музыкальной жизни, с особой добротой и доброжелательностью к людям и к делу. Это был человек до страсти влюбленный в жизнь.
   Его музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и сам пел. Дом Хачатурянов полон музыкой. Отец его, мастер переплетного дела в Тбилиси, славился и своим мастерством, и искусством пения под аккомпанемент народных инструментов – сазы, кеманчи или тары. Любила петь и его мать. Все услышанное в детстве позднее вплеталось в музыку композитора. Хачатурян рассказывал: "Мать часто напевала грустную мелодию армянской песни... Я положил эту мелодию в основу первой темы медленной части своей Второй симфонии... Как бы потом ни изменялись мои музыкальные вкусы, первоначальная основа, которую я воспринял с детских лет от живого общения с народом, оставалась естественной почвой для моего творчества".
   Настоящие занятия музыкой начались, когда Хачатуряну исполнилось 19 лет. Он приезжает в Москву и поступает в техникум им. Гнесиных, в класс виолончельной игры. Талант юноши привлекает внимание выдающихся педагогов. В классе композитора М. Ф. Гнесина А. И. Хачатурян начинает изучать музыкальных классиков и приступает к серьезным музыкальным сочинениям. Упорный труд ведет его к намеченной цели. М. Ф. Гнесин как-то шутливо заметил: "Кто подражает кому-нибудь, а Хачатурян – самому себе". Так индивидуальный "почерк" проявился в музыке композитора с первых же шагов.
   После техникума – учение в Московской консерватории. Руководителем Хачатуряна здесь был известный советский композитор Н. Я. Мясковский (1881–1950). В консерватории Хачатурян пишет несколько симфонических и камерных произведений. Созданные им тогда песни и походные марши пользовались большой любовью у наших воинов. В 1934 г. в Московской консерватории на "золотой доске" окончивших было высечено и имя Арама Хачатуряна.
   Первая симфония композитора – его дипломная работа после окончания консерватории – признана выдающимся произведением. В трех частях симфонии песенным лирическим темам противопоставлены увлекающие веселостью – танцевальные. Средняя часть симфонии названа "Ноктюрном"; в ней – музыкальная картина горного пейзажа Армении: у разных деревянных духовых инструментов слышится чудесная народного характера мелодия; такую услышишь у горных пастухов. Третья часть – в очень быстром темпе, она походит на национальный танец "лезгинку".
   Вслед за Первой симфонией появляется блестящий по виртуозности фортепьянный концерт с оркестром. Увлекательно-яркий по национальному характеру музыки и в то же время близкий классическим фортепьянным концертам Чайковского, фортепьянный концерт Хачатуряна широко известен: его любят в нашей стране и за рубежом.
   Первый балет молодого композитора – "Счастье" (1939) – был поставлен Ереванским театром оперы и балета.
   Кроме камерных и симфонических произведений, композитор еще в начале 30-х гг. пишет музыку к кинофильмам ("Пепо", "Зангезур" и "Сад") и ко многим драматическим пьесам.
   В сочной по краскам оркестровке Хачатуряна мы всегда слышим звучания, близкие национальным народным инструментам. Своеобразные танцевальные ритмы, внезапно нарушающие плавное течение песенных мелодий, придают музыке стремительность, напряженность.
   Концерт для скрипки с оркестром (1940) по характеру музыки близок к фортепьянному концерту композитора. Он посвящен одному из выдающихся скрипачей отечественной школы Д. Ф. Ойстраху. Поэтической простотой дышит здесь музыка. В первой части энергичные мелодии сменяются пленительно томными. Во второй ("Ноктюрн") – свободная, чисто хачатуряновская импровизационность. Искрящийся жизненной силой финал написан с блеском. Перед слушателями словно проносится веселое празднество, на котором звучат мелодии песен и вихрем летящих плясовых напевов.
   Второй балет – "Гаянэ" (1942), по словам композитора, посвящен "мужественным образам советских людей, их самоотверженной борьбе за любимую Родину".
   Много патриотических песен, прославляющих Родину и народных героев, написано композитором в годы Великой Отечественной войны.
   С 1950 г. Хачатурян преподает в Московской консерватории и Музыкально педагогическом институте им. Гнесиных. Арам Ильич радовался, когда ему удается помочь молодому композитору "найти себя", проявить "свой музыкальный характер".
   В те же годы Хачатурян впервые выступает и как дирижер, много работает он над дирижерской техникой и достигает высокого мастерства. Исполняет он только свою музыку; концерты Хачатуряна проходят с большим успехом в Советском Союзе и во многих странах за рубежом.
   "Мужественный и героический образ Спартака давно привлекал мое внимание и вдохновил меня написать балет", – рассказывал композитор. В 1954 г. он работает над ним вместе с писателем Н. Волковым.
   В балете Хачатуряна "Спартак" трагическая музыка сопровождает эпизоды народных бедствий, страданий героев. В сценах празднеств иные настроения – иная музыка. Самые различные картины жизни древнего Рима проходят перед зрителем: победное шествие римских войск, рынок рабов, бой гладиаторов на арене цирка, восстание рабов, начавшееся в мрачном подземелье тюрьмы. Героический мотив характеризует Спартака, страсть и нежность чувствуются в поэтической теме любви Спартака и Фригии. В балете много мелодий восточного характера.
   В 2006 г. в Брюсовом переулке в Москве был открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели композитора в минуты творческого вдохновения.

   Уже по первым звуком "Танца с саблями" (балет "Гаянэ") чувствуется неповторимое своеобразие музыки А. Хачатуряна:




   Сцена из балета "Спартак" в постановке Мариинского театра: