Пьер Огюстен Бомарше (1732–1799)



С. Д. Артамонов


   В наши дни вряд ли найдется образованный человек, который не знал бы Фигаро и Сюзанны, Альмавивы и Розины, Бартоло и Базиля – героев всемирно известных комедий "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро". Автор этих произведений – французский драматург Пьер Огюстен Карон Бомарше.
   Еще большую славу сценическим героям Бомарше снискали два гениальных композитора, написавшие оперы на сюжет его комедий: Моцарт – "Женитьба Фигаро" и Россини – "Севильский цирюльник".
   Личность драматурга, его жизнь, полная борьбы и приключений, не раз привлекали к себе внимание писателей. Еще в ХVIII в. Гёте сделал его героем своей драмы "Клавихо", а в XX веке Лион Фейхтвангер написал о нем роман "Лисы в виноградинке".
   Бомарше родился в Париже в семье ремесленника-часовщика. Тринадцати лет он был взят из школы, чтобы учиться часовому делу в мастерской отца. Едва достигнув совершеннолетия, он уже сделал важное усовершенствование часового механизма. Его изобретение пытался присвоить известный часовщик Лепот. Юноша вступил в борьбу с ним и блестяще доказал свое авторство.
   Бомарше настолько разбогател, что смог оставить часовое ремесло и даже купил придворную должность (должности тогда продавались). И все же он не мог примириться с социальными порядками своего времени.
   Вся власть в монархической Франции принадлежала тогда дворянству и духовенству, составлявшим ничтожную часть населения. Основная же масса народа – крестьяне, ремесленники и даже купцы, т. е. все те, кто входил в так называемое "третье сословие", – никаких политических прав не имела, подвергалась всяческим унижениям.
   Вскоре Бомарше пришлось испытать на себе оскорбительное бесправное положение человека, принадлежащего к "третьему сословию". Защищаясь от клеветы и травли, он снова вступает в борьбу, на этот раз с более серьезным противником – королевским судом. Разоблачая продажность судей, Бомарше пишет знаменитые памфлеты "Мемуары". Это был мощный удар по феодализму Франции. Имя Бомарше стали называть рядом с именами просветителей.
   В 1775 г. в лучшем драматическом театре Франции "Комеди Франсез" была впервые поставлена его комедия "Севильский цирюльник".

   Граф Альмавива принимает графиню, одетую в костюм служанки, за невесту Фигаро Сюзанну и пытается увлечь ее. Фигаро слышит их разговор. ("Женитьба Фигаро".)

   Действие комедии происходит в Испании, однако каждому было ясно, что речь шла о Франции. Ворчливый и ревнивый доктор Бартоло хочет жениться на своей воспитаннице Розине. Но девушка не любит старика. Между тем юный граф Альмавива, пылко влюбленный в Розину, добивается ее руки. Молодым людям помогает веселый и расторопный цирюльник и слуга Альмавивы Фигаро. Все ухищрения Бартоло и его сообщника – учителя музыки алчного Дон Базиля оканчиваются неудачей.
   Пьеса полна света и радости. В ней много шуток, забавных положений. В веселых остротах Фигаро, который сразу же полюбился зрителю, резко критикуются и дворянская спесь, и произвол властей, и общественное неравенство, ставившее в столь унизительное положение простолюдина.
   В 1784 г. была поставлена вторая комедия Бомарше – "Женитьба Фигаро", в которой автор рассказал о дальнейшей судьбе своих героев.
   Людовик XVI, прочитавший пьесу еще в рукописи, запретил ставить ее в театре, заявив, что иначе "нужно будет разрушить Бастилию". Только под давлением общественного мнения он вынужден был снять свой запрет.
   Чем же так напугала французского короля "Женитьба Фигаро"? Если в первой комедии Фигаро помогает графу, то теперь он борется с ним. Пресыщенный и скучающий аристократ пытается соблазнить невесту Фигаро Сюзанну. Дурной замысел разгадан. Зритель смеется над одураченным барином и горячо сочувствует смелым и предприимчивым молодым людям, сумевшим отстоять свое право на счастье, свое человеческое достоинство.
   Комедия имела неслыханный успех. До революции оставалось несколько лет. Политическая атмосфера в стране была накалена до предела. Появление в такой обстановке произведения, насыщенного идеями свободы и гражданского равенства, стало уже событием самой революции. Недаром Наполеон Бонапарт говорил позднее, что "Женитьба Фигаро" была уже революцией в действии.
   Комедия Бомарше оказала большое воздействие на эстетическую мысль последующих поколений. "... Сильнейшее влияние на меня имела пьеса, которую я любил без ума, перечитывал двадцать раз", – сказал русский писатель А. И. Герцен.
   Заключает трилогию о Фигаро драма "Преступная мать, или Второй Тартюф", написанная драматургом уже в годы революции. По идейно-художественным достоинствам она уступает двум первым. Бомарше написал, кроме того, драмы "Два друга" (1766), "Евгения" (1767) и либретто оперы "Тарар" (1787).